Информация для страхователей

Контакт-центр

Решаем вместе
Проблемы с полисом ОМС? Напишите, чтобы получить ответ от фонда ОМС
Новости

Илья Баланин обозначил перспективные задачи системы ОМС

Среди перспективных задач системы ОМС в среднесрочной перспективе: создание единой системы персонифицированного учета медпомощи, включая разработку алгоритмов ведения пациентов, имеющих хронические заболевания, внедрение сервисов персонального сопровождения, дальнейшее совершенствование способов оплаты медицинской помощи, перевод на рискориентированную модель контрольно-экспертных мероприятий, развитие деятельности института защиты прав застрахованных лиц, а также интеграция новых регионов России в систему ОМС, отметил на расширенном совещании коллегии Минздрава РФ Председатель Федерального фонда ОМС Илья Баланин, выступая с докладом о 30-летии системы ОМС.

 

«За эти годы система ОМС стала основным источником финансирования государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи застрахованным лицам, территориальные фонды ОМС и страховые медицинские организации играют ключевую роль в обеспечении прав пациентов на получение доступной и качественной медицинской помощи во всех субъектах Российской Федерации», – сказал Председатель ФОМС.

 

В 1993 году в Российской Федерации начались структурные и социально-экономические преобразования, которые затронули как экономику в целом, так и отдельные отрасли, в том числе систему здравоохранения. С введением закона о медицинском страховании граждан начался переход отрасли от бюджетной системы финансирования к страховой модели.

 

«Принятый в 2010 году ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» закрепил новые подходы и механизмы реализации ОМС, новые принципы финансирования сферы здравоохранения, сделал человека центральным звеном в системе. Основные положения закона закрепили право выбора страховой медицинской организации гражданином. Введен полис ОМС единого образца, который гарантирует застрахованным получение медпомощи в любом регионе России.

 

Также Федеральным законом были установлены субъекты и участники системы ОМС. Были сняты ограничения на работу по ОМС частных медицинских организаций. В результате рост числа негосударственных медорганизаций, участвующих в ОМС, вырос более чем в 3,2 раза – с 1029 в 2012 году до 3 332 в 2023 году», – отметил Илья Баланин.

 

В 2014 году, когда в состав России вошли Крым и Севастополь, медицинские организации этих регионов были успешно интегрированы в систему ОМС, и жители получили доступ к качественной медицинской помощи, в том числе в федеральных медицинских организациях.

 

«В 2022 году, когда к России присоединились новые субъекты: Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская и Херсонская области, их жителям, наряду с гражданами РФ, гарантировано право на получение бесплатной медицинской помощи. В декабре 2022 года были созданы территориальные фонды ОМС, выполняющие функции страховых организаций. С 1 марта текущего года жители начали получать полисы ОМС. На сегодняшний день количество застрахованных составляет более 34 тыс. человек», – сообщил Председатель Фонда.

 

Последнее десятилетие базовая программа ОМС ориентируется на превентивную медицину, когда внимание уделяется профилактическим мероприятиям и диспансеризации, а также выявлению заболеваний на ранних стадиях. За последние 10 лет показатель численности прошедших профосмотры и диспансеризацию вырос в 1,5 раза и в 2022 году составил более 50 млн. человек. Объем средств ОМС, направленных на эти цели, составил за прошлый год 128,5 млрд. рублей. Рост за 10 лет произошел в 3,7 раза.

 

В составе Программы госгарантий с 2014 года выделяются нормативы объема и их финансовых затрат по профилю «Медицинская реабилитация» в стационарных условиях. В период 2022-2023 годов финансирование медицинской реабилитации увеличилось на 31,6 млрд рублей, объемы медпомощи только в стационарных условиях – на 25,9%.

 

Существенно увеличено финансирование онкологической помощи в системе ОМС. Так, если в 2018 году на эти цели было направлено 94,8 млрд. рублей, то в 2022 году - почти в 3,5 раза больше. Это позволило значительно повысить доступность онкологической помощи – в 2022 году оказано более 3,6 млн. случаев лечения, что в 2 раза выше уровня 2018 года.

 

С 2014 года в базовую программу ОМС включена высокотехнологичная медицинская помощь. За 9 лет количество получивших ВМП пациентов увеличилось в 4,5 раза – с 200 тыс. до 900 тыс. человек. Ежегодно увеличивается проведение высокотехнологичных операций по сердечно-сосудистой хирургии, травматологии, онкологии, офтальмологии и другим профилям. Причем основной рост происходит за счет возможности лечения высокотехнологичными методами в региональных клиниках. В 2023 году планируется оказание ВМП в более чем в 1 тыс. медорганизаций.

 

В соответствии с Программой госгарантий с 2022 года федеральными медицинскими организациями оказывается высокотехнологичная медпомощь с использованием ряда уникальных методов лечения, применяемых в сердечно-сосудистой хирургии и трансплантации органов, со стоимостью случая до 8,3 млн. рублей.

 

В последние годы усиливается роль страховых медицинских организаций, сформирован институт страховых представителей трех уровней, количество представителей в 2023 году составляет 11,8 тыс. человек.

 
 

Финансирование эксклюзивных операций по ОМС в 2023 году увеличено в 2 раза

Всего на текущий год по базовой программе обязательного медицинского страхования на оказание федеральными медицинскими организациями высокотехнологичной медицинской помощи с использованием 8 уникальных методов лечения запланировано 2,9 млрд. рублей, что более чем в 2 раза превышает объемы финансирования предыдущего года.

 

В 2022 году на оказание ВМП с применением уникальных методов лечения помощи было направлено 1,1 млрд. рублей, такую медпомощь смогли получить 453 пациента. В 2023 году федеральные клиники готовы принять более 1 тыс. пациентов.

 

В январе текущего года постановлением Правительства России установлен новый порядок распределения между федеральными медицинскими организациями объемов специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи по программе ОМС.

 

Правила уточняют подходы к формированию объемов финансирования медпомощи. При рассмотрении предложений и распределении заявок от федеральных медицинских организаций Федеральный фонд ОМС поквартально анализирует выполнение плановых показателей и отдает приоритет высокотехнологичной медицинской помощи.

 

Председатель ФОМС Илья Баланин: более 1 трлн рублей заложено на финансирование амбулаторного звена в 2023 году

Приоритетным направлением для Федерального фонда обязательного медицинского страхования в последние годы является финансирование амбулаторного звена, на эти цели в текущем году планируется направить более 1 трлн. рублей, или 39% от общего объема финансирования. Таким образом, в течение трех лет увеличение расходов на амбулаторное звено, по сравнению с 2021 годом, составит 25%, сообщил в рамках форума «Здоровое общество» Председатель ФОМС Илья Баланин.

 

Увеличение финансирования позволит существенно развить оказание помощи в амбулаторном звене, увеличить объемы профилактической помощи, медицинской реабилитации, диспансеризаций, что будет способствовать решению ключевой задачи, которая стоит перед отечественной системой здравоохранения, – повышению продолжительности жизни граждан.

 

«Ежегодное увеличение финансирования программ ОМС позволяет обеспечить рост доступности медицинской помощи. В текущем году за счет средств ОМС будет обеспечено прохождение 86,3 млн. человек профилактических мероприятий, в том числе 11,0 млн. человек – углубленной диспансеризации, а также почти 38 млн. человек – диспансерного наблюдения», – отметил Илья Баланин.

 

Председатель ФОМС напомнил, что запланированный на 2023 год общий объем доходов и расходов превысит 3 трлн. рублей. Размер субвенций территориальным фондам ОМС вырос на 286 млрд. рублей, или на 11,6%, и составил 2 747 млрд. рублей. Это наибольший прирост за последние 5 лет.

 

Федеральный фонд ОМС совместно с Минздравом России продолжает работу над внедрением показателей результативности деятельности медицинских организаций, которые учитываются при оплате медицинской помощи в амбулаторных условиях по подушевому нормативу финансирования.

 

С применением данного подхода медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь прикрепленному населению, начинают получать финансирование, зависящее не только от количества прикрепленного населения или количества оказанных услуг, как ранее, но и от показателей здоровья этого прикрепленного населения.

 

Возврат в 2023 году к способу оплаты профилактических осмотров, диспансеризации, в том числе углубленной диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации – за единицу объема медицинской помощи, позволит эффективнее расходовать средства ОМС и будет стимулировать медицинские организации в проведении профилактических мероприятий и диспансерного наблюдения застрахованным лицам, а также обеспечит доступность указанной медицинской помощи пациентам в соответствии с клиническими рекомендациями, основанными на современных стандартах оказания медицинской помощи.

 

ФОМС готов к тесному взаимодействию с врачебным и научным сообществом по вопросу расширения перечня медицинской помощи, оплачиваемой за единицу объема. Например, уже сейчас в адрес ФОМС поступают предложения по оплате медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, в том числе искусственного интеллекта, вне подушевого финансирования.

 

«Указанные предложения могут быть поддержаны только при условии тщательной и комплексной проработки соответствующих инициатив, а также оценки рисков снижения финансирования отдельных медицинских организаций», – пояснил Илья Баланин.

 

Также он добавил, что ФОМС продолжит работу по определению наиболее эффективного способа оплаты медицинской помощи – созданию стимулов для медицинских организаций в раннем выявлении заболеваний у прикрепленного населения, их качественном лечении, уровне здоровья прикрепленного населения, продолжительности жизни пациентов.

 

Председатель ФОМС Илья Баланин провел рабочую встречу с представителями страхового сообщества

Рабочая встреча стала продолжением совместной работы Федерального фонда ОМС и страхового сообщества по развитию нормативно-правовой базы и основных методологических направлений развития системы ОМС. Участники встречи подвели промежуточные итоги деятельности рабочих групп, сформированных на площадке ФОМС с участием представителей страховых медицинских организаций, входящих в Всероссийский союз страховщиков (ВСС).

 

Приказом ФОМС в августе прошлого года сформированы четыре рабочие группы для решения вопросов по совершенствованию и развитию системы ОМС: «Финансовая устойчивость», «Информационное взаимодействие», «Совершенствование экспертной деятельности» и «Сопровождение застрахованных лиц». С момента их создания работа велась по всем тематическим направлениям, и в результате уже решен ряд задач.

 

«Наше партнерство обеспечивает эффективность работы системы ОМС, а выбранный формат взаимодействия позволяет оперативно обсуждать текущие и перспективные вопросы. Для нас, как и прежде, являются приоритетными направления по коррекции нормативно-правовой базы, вопросы цифровизации, а также финансовой устойчивости системы ОМС и ее участников», – отметил Председатель ФОМС Илья Баланин.

 

В фокусе внимания группы «Финансовая устойчивость» – вопросы совершенствования законодательства по оплате медицинской помощи. В результате уже предпринятых мер дебиторская и кредиторская задолженности существенно сократились.

 

«Теперь на основе годового анализа необходимо точечно проработать эти вопросы с территориями, прицельно рассмотреть задолженность в разрезе медицинских организаций и разработать совместные решения», – отметила заместитель Председателя ФОМС Светлана Кравчук.

 

Еще одной темой, которая обсуждалась в рамках рабочей группы, стало формирование и порядок предоставления страховым медицинским организациям средств нормированного страхового запаса территориальных фондов ОМС. По результатам оптимизируются формы отчетов, предоставляемых СМО для получения вышеуказанных средств.

 

Также ведется активная работа по актуализации методических рекомендаций о расчете норматива расходов на ведение дела страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.

 

«С момента издания методических рекомендаций о расчете РВД страховых медицинских организаций механизмы реализации функционала страховых медицинских организаций в сфере ОМС значительно изменились. И для нас важно подготовить алгоритм расчета расходов на ведение дела СМО, понятный и прозрачный для всех участников системы ОМС», – прокомментировала это направление работы Светлана Кравчук.

 

Модернизация единого реестра экспертов качества медицинской помощи, вопросы объема контрольно-экспертных мероприятий в текущих постковидных условиях, а также вопросы развития риск-ориентированной модели проведения контрольно-экспертных мероприятий при оказании медицинской помощи стали предметом обсуждения группы «Совершенствование экспертной деятельности».

 

Заместитель Председателя ФОМС Юлия Булавская подчеркнула необходимость обновления единого реестра экспертов качества медицинской помощи и обозначила направления работы ведомства в этом направлении.

 

«Сейчас мы работаем с Федеральным регистром медработников, который позволит получить полную информацию о наших экспертах реестра качества медпомощи: об их образовании, о всех документах, которые необходимы для включения их в единый реестр для работы в системе ОМС. Это позволит исключить дублирование, когда один и тот же эксперт фиксируется в реестрах нескольких субъектов», – подчеркнула она.

 

Результатом работы группы «Сопровождение застрахованных лиц» стал разработанный ФОМС и ВСС «Порядок информационного сопровождения категории застрахованных лиц «Ветераны ВОВ» при организации диспансерного наблюдения.

 

Также прорабатывается вопрос о создании в рамках системы ОМС с привлечением СМО адресного информационного сопровождения участников специальной военной операции, нуждающихся в медицинской реабилитации и членов их семей.

 

В планах группы – актуализировать Методические рекомендации по организации работы страховых представителей в медицинских организациях: в каких случаях страховые представители должны присутствовать непосредственно в медицинских организациях, а когда достаточно удаленного сопровождения пациента.

 

Следующую рабочую встречу участники совещания договорились провести в мае текущего года.

 

Территориальные фонды ОМС начинают работать в новых регионах РФ

Президент РФ Владимир Путин в конце февраля подписал закон об особенностях охраны здоровья в новых регионах страны. Документ устанавливает механизм реализации прав жителей Луганской и Донецкой народных республик, Запорожской и Херсонской областей на доступную и качественную медицинскую помощь в рамках системы обязательного медицинского страхования. Нормы начинают работать с 1 марта 2023 года.

 

В декабре 2022 года Председатель Федерального фонда ОМС Илья Баланин и исполняющие обязанности глав Луганской и Донецкой Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей подписали соглашения о взаимодействии, предусматривающие организацию территориальных фондов и оформление цифровых полисов ОМС жителям территорий.

 

«На основании полиса ОМС жители новых регионов, как и каждый гражданин нашей страны, будут бесплатно получать качественную медицинскую помощь не только на территории проживания, но и в любом субъекте Российской Федерации, в том числе высокотехнологичную медпомощь во всех федеральных клиниках», - отметил Председатель Фонда ОМС Илья Баланин.

 

Для получения полиса ОМС жителям новых регионов, имеющим гражданство РФ, необходимы следующие документы:

 

- документ, удостоверяющий личность;

 

- СНИЛС.

 

Детям после государственной регистрации рождения и до 14 лет, имеющим гражданство РФ:

 

- свидетельство о рождении;

 

- документ, удостоверяющий личность законного представителя;

 

- СНИЛС (при наличии).

 

Особенностью осуществления территориальным фондами новых субъектов своих полномочий является наделение и исполнение ими функций страховых медицинских организаций.

 

Про полис: сроки ожидания оказания медпомощи по ОМС

Для разных видов и форм оказания бесплатной медицинской помощи по ОМС предусмотрены разные сроки, в которые ее можно получить.

 

Безотлагательно оказывается медицинская помощь в экстренной форме.

 

До 20 минут – время, за которое бригада скорой медицинской помощи должна доехать с момента вызова до пациента для оказания скорой медицинской экстренной помощи.

 

В территориальных программах госгарантий время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов.

 

До 2 часов – срок ожидания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должен превышать 2 часа с момента обращения пациента в медицинскую организацию.

 

Максимум 24 часа – срок ожидания приема терапевта, участкового педиатра и врача общей практики не должен превышать суток с момента обращения пациента в медицинскую организацию.

 

Не более 3 рабочих дней – срок с момента постановки диагноза онкологического заболевания и до момента установления диспансерного наблюдения врача-онколога за пациентом с выявленной онкологией.

 

7 рабочих дней – срок проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований в случае подозрения на онкологические заболевания со дня назначения исследования.

 

От 7 до 14 рабочих дней – сроки ожидания оказания специализированной медицинской помощи (кроме высокотехнологичной), в том числе для лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, не должны превышать 14 рабочих дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию. Для пациентов с онкологическими заболеваниями этот срок сокращается до 7 рабочих дней с момента гистологической верификации опухоли или с момента установления предварительного диагноза заболевания (состояния).

 

14 рабочих дней с момента обращения или назначения – установлен срок для:

 

- проведения консультаций врачей-специалистов,

 

- проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи,

 

проведения КТ, МРТ и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи.

 

В случае подозрения на онкологические заболевания этот срок сокращается до 3 рабочих дней.

 

При выявлении злокачественного новообразования лечащий врач направляет пациента в специализированную медицинскую организацию по онкологии для оказания специализированной медицинской помощи в установленные Программой госгарантий сроки.

 

В медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, ведется лист ожидания специализированной медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, и осуществляется информирование пациентов о сроках ожидания в доступной форме.

 

Про полис: если отказали в медпомощи по ОМС

Если Ваши права на получение бесплатной медицинской помощи были нарушены – Вам необходимо обратиться за помощью в свою страховую медицинскую организацию, выдавшую Вам полис ОМС.

 

Нарушениями прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в системе ОМС считаются:

 

- незаконное взимание врачами и средним медицинским персоналом медицинских организаций денежных средств за оказание медицинской помощи (предоставление услуг), предусмотренной Программой государственных гарантий;

 

- приобретение пациентами за счет личных средств в период стационарного лечения лекарственных средств и изделий медицинского назначения из утвержденного территориальной программой государственных гарантий перечня жизненно необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

 

- несоблюдение сроков предоставления плановой медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий, при наличии направления;

 

- отказ в плановой госпитализации при наличии направления или в экстренной ситуации;

 

- непроведение необходимых обследований или консультаций специалистов по направлению врача;

 

- направление врачами амбулаторной сети в коммерческие медицинские организации для выполнения за счет личных средств граждан исследований, предусмотренных в рамках Территориальной программы медицинскими организациями, по ОМС.

 

Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией и работниками не допускаются.

 

Медицинская помощь в экстренной форме оказывается безотлагательно и бесплатно. Отказ от оказания экстренной медицинской помощи не допускается ни при каких обстоятельствах. Это касается и помощи детям до одного года, даже если у их родителей нет полиса ОМС или регистрации. Беременные женщины также могут обратиться в любую консультацию или родильный дом без документов.

 

В штате страховых медицинских организаций работают опытные специалисты-эксперты, врачи разного профиля, имеющие большой стаж работы как в практическом здравоохранении, так и в системе обязательного медицинского страхования.

 

Все обращения граждан регистрируются и рассматриваются, по всем поступившим письменным жалобам проводится экспертиза, по результатам которой решаются вопросы досудебного урегулирования спорных ситуаций.

 

Более 325 млрд. рублей направлено на медпомощь онкобольным в 2022 году

На оплату онкологической медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара в рамках территориальных и базовой программ ОМС в прошлом году фактически было израсходовано 325,3 млрд. руб., что почти 10% выше уровня 2021 года.

 

Из них основная часть средств, порядка 240 млрд. руб. (на 8,3% выше уровня 2021 года – 220,2 млрд. руб.), была направлена на противоопухолевую лекарственную терапию. На лучевую терапию направлено 16,5 млрд. руб. (на 23,1% выше уровня 2021 г); на лучевую терапию в сочетании с противоопухолевой лекарственной терапией – 5,3 млрд. руб. (на 6,0% выше уровня 2021 года); на хирургическое лечение – 45,9 млрд. руб. (на 12,0% выше уровня 2021 года).

 

Рост финансового обеспечения позволил улучшить качественные показатели медицинской помощи, так в период с 2019 по 2022 год отмечается увеличение на 12,3% уровня использования высокоэффективных таргетных препаратов в условиях круглосуточного стационара, на 19,2% в условиях дневного стационара, а также увеличение на 11,9% кратности курсов химиотерапии на одного пациента.

 

«Несмотря на текущую ситуацию доступность химиотерапии для онкологических пациентов, в том числе с применением высокоэффективных таргетных препаратов, остается на высоком уровне. Также растет доля случаев оказания медпомощи одной из прогрессивных технологий лечения онкозаболеваний – конформной лучевой терапии, которая является более щадящей, то есть со сравнительно меньшим риском лучевых повреждений. Так, в 2019 году доля конформной лучевой терапии составляла 30,3%, в 2020 году – 40,7%, в 2021 году – 51,2%, а в 2022 году – 56% от общего количества случаев лучевой терапии», – отметил Председатель Фонда обязательного медицинского страхования Илья Баланин.

 

Напомним, с 2019 года в рамках национального проекта «Здравоохранение» реализуется Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями». Все эти годы поэтапно выстраивается механизм трехуровневой системы онкологической помощи, которая приближает помощь к пациенту вне зависимости от местожительства.

 

4 февраля ежегодно отмечается Всемирный день борьбы против рака. Памятная дата провозглашена «Международным союзом по борьбе с онкологическими заболеваниями» с целью повышения осведомленности о раке как об одном из самых страшных заболеваний современной цивилизации, привлечение внимания к предотвращению, выявлению и лечению этого заболевания.

 

Про полис: диспансеризация по ОМС в 2023 году

Про полис: диспансеризация по ОМС в 2023 году

В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов застрахованные в системе ОМС могут пройти диспансеризацию – комплекс обследований, направленный на выявление хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития.

В 2023 году выделены две основные цели диспансеризации:

- раннее выявление болезней системы кровообращения (в первую очередь ишемической болезни сердца и цереброваскулярных заболеваний), злокачественных новообразований, сахарного диабета, хронических болезней легких. То есть, тех хронических неинфекционных заболеваний, которые чаще всего приводят к инвалидности и преждевременной смертности.

- выявление и коррекция основных факторов риска заболеваний: высокого артериального давления, повышенного уровня холестерина и глюкозы в крови, курения и пагубного потребления алкоголя, нерационального питания, низкой физической активности, избыточной массы тела.

На финансирование амбулаторного звена в этом году предусмотрено более 1 трлн. рублей, или 39% от общего объема финансирования, что почти на 14% больше, чем в прошлом году. Председатель Федерального фонда ОМС Илья Баланин отметил, что это позволит существенно увеличить объемы профилактической помощи и будет способствовать решению ключевой задачи, которая стоит перед всей системой здравоохранения, – повышение продолжительности жизни граждан.

Бесплатную диспансеризацию могут пройти все застрахованные в системе ОМС граждане:

- с 18 до 39 лет каждые три года;

- с 40 лет, а также в отношении отдельных категорий граждан – ежегодно.

В 2023 году диспансеризацию могут пройти застрахованные лица, которые родились в 1984, 1987, 1990, 1993, 1996, 1999, 2002, 2005 годах, а также граждане старше 40 лет.

Диспансеризация – комплекс диагностических мероприятий, которые проводятся с целью раннего выявления признаков хронических заболеваний и рисков их развития. Обследования позволяют на ранней стадии выявить заболевания легких, сердечно-сосудистой системы, онкологические заболевания, сахарный диабет.

Углубленная диспансеризация для переболевших COVID-19 представляет собой дополнительный набор медицинских услуг. В первую очередь обследования необходимы тем гражданам, которые страдают хроническими заболеваниями, переболевшим коронавирусной инфекцией (спустя 60 дней после выздоровления). Кроме того, углубленную диспансеризацию могут провести по инициативе гражданина, в медицинской карте которого нет сведений о перенесенном COVID-19.

Диспансеризация проходит в 2 этапа. Сначала проводится набор обязательных исследований и консультация терапевта.

На первом этапе проводятся следующие обследования:

– проведение опроса (анкетирование);

– измерение роста, веса, индекса массы тела;

– измерение артериального давления;

– определение уровня общего холестерина и глюкозы в крови;

– флюорография легких 1 раз в 2 года;

– определение относительного сердечно-сосудистого риска (с 18 до 39 лет – 1 раз в год);

– ЭКГ в покое (с 35 лет ежегодно);

– индивидуальное профилактическое консультирование (1 раз в 3 года);

Пациентам от 40 лет и старше проводят еще несколько обследований:

– анализ крови на гемоглобин, лейкоциты и скорость оседания эритроцитов (СОЭ) (ежегодно);

– анализ кала на скрытую кровь (для выявления опухолей и полипов толстого кишечника до 64 лет – 1 раз в 2 года, в возрасте от 65 до 75 лет ежегодно);

– определение абсолютного сердечно-сосудистого риска лицам (до 64 лет ежегодно);

– измерение внутриглазного давления (ежегодно);

– эзофагогастродуоденоскопия (1 раз в возрасте 45 лет);

Для женщин:

– осмотр фельдшером (акушеркой), врачом-гинекологом – ежегодно с 18 лет;

– взятие мазка с шейки матки, цитологическое исследование для женщин в возрасте от 18 до 64 лет (1 раз в 3 года);

– маммография проводится в возрасте от 40 до 75 лет – 1 раз в 2 года;

Для мужчин:

– определение простат-специфического антигена в крови в возрасте от 45 до 60 лет – 1 раз в 5 лет и в 64 года.

В рамках углубленной диспансеризации для переболевших COVID-19 на первом этапе к общим обследованиям добавлены следующие:

– измерение сатурации – то есть концентрации кислорода в артериальной крови. Этот тест помогает определить, как пациент переносит физические нагрузки и есть ли улучшения после выздоровления от COVID-19.

– тест с 6-минутной ходьбой. Измеряется максимальное расстояние, которое человек проходит в удобном для него темпе за 6 минут. Данные теста используют, чтобы понять реакцию на лечение COVID-19 и спрогнозировать риск инвалидности или смерти у людей с заболеваниями сердца и легких.

– спирометрия – оценивает работу легких после перенесенной коронавирусной инфекции, измеряя объем воздуха и как он быстро через них проходит.

– анализ крови на концентрацию D-димера – предназначен людям, переболевшим коронавирусом в средней или тяжелой форме. Анализ выявляет признаки тромбообразования.

– общий и биохимический анализ крови для оценки общего состояния пациента;

– прием (осмотр) врачом-терапевтом (участковым терапевтом, врачом общей практики) по итогам углубленной диспансеризации.

После этого врач-терапевт производит осмотр кожных покровов, слизистых губ и ротовой полости, пальпацию щитовидной железы и лимфатических узлов у пациента.

Если по результатам первого этапа диспансеризации отклонений в состоянии здоровья не выявлено – диспансеризация завершается.

При выявлении отклонений, на втором этапе для уточнения диагноза врач-терапевт может назначить дополнительные обследования пациенту: эхокардиографию, КТ легких и дуплексное сканирование вен нижних конечностей, а также направить на дальнейшее обследование.

По результатам диспансеризации пациент может быть взят под диспансерное наблюдение, направлен на специализированную или высокотехнологичную медицинскую помощь.

Если застрахованный в системе ОМС гражданин хочет обследоваться, не имея выявленных показаний, у него есть право на прохождение 1 раз в год профилактического медицинского осмотра.

Цели профилактического осмотра такие же, как и у диспансеризации: выявить заболевания на ранней стадии и определить предрасположенность к каким-либо болезням. Однако число исследований, в отличие от диспансеризации, меньше. Узнать полный перечень обследований можно на официальном сайте вашей страховой медицинской организации.

Записаться на диспансеризацию можно через портал «Госуслуги», непосредственно в поликлинике по месту прикрепления или через электронную регистратуру.

Для прохождения диспансеризации необходимы паспорт и полис или выписку о полисе ОМС, их нужно взять с собой на прием. Обследования проводят в поликлинике по месту прикрепления.

Согласно статье 185.1 ТК РФ установлено освобождение сотрудников от работы на 1 или 2 дня для прохождения диспансеризации, при этом, предусмотрена необходимость сохранения среднего заработка за дни, предоставленные работникам для прохождения диспансеризации.

Работники предпенсионного возраста и работники, которые уже получают пенсию по старости или за выслугу лет, имеют право на освобождение от работы на 2 рабочих дня 1 раз в год с сохранением за ними места работы и среднего заработка.

Чтобы получить выходной для диспансеризации, достаточно написать заявление и согласовать с работодателем день освобождения.

Страховые медицинские организации осуществляют информационное сопровождение застрахованных лиц при организации профилактических мероприятий.

 

 


Страница 2 из 27